Независимая оценка качества образования

Принципы проведения оценки качества образования

Независимая оценка качества образовательной деятельности

Аналитическая справка по итогам проведения всероссийского МКДО
в МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское

В 2022 году на основании инструктивного письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.08.2022 № 08-205 «О проведении мероприятий по МКДО в 2022 году»  было внесено изменение в приказ управления образования и науки Липецкой области от 28 ноября 2022 года № 1684 «Об организации и проведении мониторинга качества дошкольного образования в Липецкой области в 2022-2023 учебном году.

МБДОУ д/с «Тополёк» с. Октябрьское был включен в процедуру мониторинга качества дошкольного образования - далее (МКДО). В процессе подготовки к проведению внутреннего мониторинга:

  1. определен координатор МКДО от ДОО - заместитель заведующего Кулаева О.Н., Селиверстова О.А.
  2. Пройдено обучение воспитателями координаторов эффективной работе по реализации МКДО, «Применение Инструментария МКДО детей от 0 до 7 лет при оценивании качества образовательных ориентиров, программы и содержания образовательной деятельности ДОО».

Метод проведения мониторинга качества дошкольного образования предусматривает необходимость построения организационной структуры МКДО. В процедуре МКДО принимали участие 4 возрастные группы от 2 до 7 лет.

Внутреннюю оценку качества дошкольного образования прошли: 1 младшая группа «Радуга», младше-средняя «Почемучки», средне-старшая «Веснушки» и подготовительная «Капельки».

В процедуре МКДО участвовали:

  • Руководитель - заведующий МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское Китаева Л.П.;
  • Координатор - заместитель заведующего Кулаева О.Н.;
  • Координаторы от корпусов: Селиверстова О.А, Тонких Н.М.
  • 6 педагогов МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское;
  • 94 родителя, что составляет 100% от общего числа родителей (законных представителей) воспитанников нашего Учреждения.

Для всех участников МКДО были открыты личные кабинеты.

Самооценка педагогами своей квалификации и качества педагогической работы была построена на основе системы показателей качества МКДО, которая включает в себя 70 показателей по 9 областям качества:

  1. Образовательные ориентиры;
  2. Образовательная программа;
  3. Содержание образовательной деятельности;
  4. Образовательный процесс;
  5. Образовательные условия;
  6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  7. Взаимодействие с родителями;
  8. Здоровье, безопасность и повседневный уход;
  9. Управление и развитие

Самооценка педагогов предусматривала 5-уровневую систему оценивания.

«0 уровень» - Я не владею знаниями в этой области «1 уровень» - Я знаю

«2 уровень» - Я регулярно применяю свои знания и умения «3 уровень» - Я веду системную работу с учетом изменяющихся условий «4 уровень» - Я постоянно совершенствую работу «5 уровень» - Я достигаю лучших результатов

По результатам самооценки 6 педагогов, 9 областей оценены на 3 (базовый) уровень «Я веду системную работу с учетом изменяющихся условий», в области качества «Управление и развитие» стоит также 3 (базовый) уровень «Я веду системную работу с учетом изменяющихся условий».

Оценка качества образовательных программ проводилась с использованием электронной формы «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО на основе системы показателей качества МКДО». Внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО по показателям качества МКДО проводилась по двум уровням:

Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО.

Уровень 2. Показатели качества МКДО для ДОО в целом.

Система показателей МКДО включала 70 показателей качества МКДО для групп ДОО и 25 показателей качества МКДО для ДОО в целом.

К каждому показателю качества Шкалы МКДО предоставляли уровневую систему индикаторов, что позволило нам со средней степенью надежности определить текущий уровень качества образовательной деятельности. Шкала МКДО предусматривала базовую 5-и уровневую систему оценивания:

  1. Требуется серьезная работа по повышению качества
  2. Качество стремится к базовому
  3. Базовый уровень
  4. Хорошее качество
  5. Превосходное качество

В разделе «РЕЗУЛЬТАТЫ» сформированы подробные отчеты, что внутренняя оценка составила 3,01 балла, а экспертная 3,37 балла. Сравнив оценки всех уровней, мы увидели, что оценка внешнего эксперта по всем показателям областей качества не совпадает с внутренней оценкой нашего Учреждения. Баллы по итогам внешнего эксперта были значительно выше на 0,58 (профиль качества ДОО. Все линии - прилагается).

Итоговые результаты внутренней оценки качества образования в ДОО по шкалам МКДО/ Общие результаты внутренней оценки качества образования в ДОО по областям качества (по 5-балльной шкале):

Область качества/группа показателей

Балл

Образовательные ориентиры

3.10

Образовательная программа

2.81

Содержание образовательной деятельности

2.96

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

2.94

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

2.95

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

2.96

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

2.96

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

3.00

Образовательный процесс

3.00

Образовательные условия

3.18

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3.14

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ. РАБОЧАЯ НАГРУЗКА И УСЛОВИЯ ТРУДА

3.00

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.25

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.00

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

3.50

Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

3.00

Взаимодействие с родителями

3.00

Здоровье, безопасность и повседневный уход

3.04

ЗДОРОВЬЕ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ УХОД

3

БЕЗОПАСНОСТЬ

3.14

Управление и развитие

3.00

Список показателей шкал МКДО, по которым были выставлены наиболее низкие баллы:

 

Область качества/группа показателей

Балл

Образовательные ориентиры

Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития

2.40

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОО

2.25

СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Эмоциональное развитие

2.75

Формирование представлений об окружающем мире, обществе и государстве, культуре и истории. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления о отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира

2.75

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речевого слуха

2.75

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественное конструирование и моделирование

2.75

ЗДОРОВЬЕ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ УХОД

Состояние здоровья воспитанников

2.50

Рекомендаций эксперта нет.

 

Этап подготовки и проведения независимой оценки качества дошкольного образования проходил через опрос родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, сбор и анализ его результатов в разрезе областей качества МКДО.

В анкетировании приняло участие 96 родителей

Результаты независимой оценки качества дошкольного образования показали хорошие результаты, что говорит о вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательную деятельность Учреждения и об их удовлетворенности качеством образовательного процесса и условиями его реализации.

В ходе анкетирования родителей были выявлены замечания и предложения для улучшения процесса пребывания, воспитания и развития воспитанников в ДОУ.

Координаторами МКДО был разработан план по улучшению качества образования в МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское (по устранению проблем, обозначенных родителями/ законными представителями воспитанников при независимой оценке).

При составлении отчета о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в Учреждении мы уже понимали, какие риски и возможности мы имеем по каждой области качества и вносили предложения по развитию.

Область «Образовательные ориентиры».

РИСКИ: Недостаточное количество современного оборудования в детском саду для внедрения информационных технологий.

ВОЗМОЖНОСТИ: Имеется начальная база цифрового оборудования.

Информационная открытость (создан сайт, наличие страниц в социальных сетях, наличие электронной почты).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ: Расширение использования информационных технологий в качестве средства коммуникации педагогов и родителей.

Организация обучения педагогов по применению дистанционных технологий во взаимодействии с родителями воспитанников с целью повышения их родительской компетентности.

Область «Речевое развитие»

РИСКИ: не в полном объеме присутствуют игры и пособия для развития речевого слуха

ВОЗМОЖНОСТИ: дополнить предметно-развивающую среду групповых помещений играми и пособиями для развития речевого слуха

Область «Художественно-эстетическое развитие»

РИСКИ: не в полном объеме были представлены игры для художественного конструирования и моделирования

ВОЗМОЖНОСТИ:      дополнить предметно-развивающую          среду групповых

помещений играми для художественного конструирования и моделирования Область

Выводы:

  1. В целом мониторинг прошел активно, с некоторым напряжением во время работы на Единой Информационной Платформе, как на незнакомом ресурсе.
  2. Польза от процедуры очевидна: сформировалось понятие, что такое МКДО и о необходимости его применения в ДОО.
  3. Процедура мониторинга дала толчок для развития качества дошкольного образования.
  4. ДОО получила результаты, на основании которых необходимо построить направления для дальнейшего развития. Необходимо дальнейшее совершенствование работы в рамках областей качества дошкольного образования.

Таким образом, можно говорить о фактическом выполнении ДОО требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов по всем областям и их выполнения. Опираясь на полученные результаты, перед нами поставлены следующие задачи:

  • содействие повышению качества педагогической работы в области дошкольного образования, профессиональному самосовершенствованию через организацию мероприятий по подробному изучению инструментария и результатов МКДО, проведению самооценки своей деятельности с использованием данного инструментария, выявление зон рисков и возможностей образовательной деятельности.
  • мотивирование к осознанному пониманию показателей областей качества дошкольного образования и критериев мониторинга.
  • повышение результативности воспитательной составляющей образовательного процесса;
  • освоение новых образовательных и воспитательных технологий;
  • обеспечение эффективного, результативного функционирования системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников;
  • обеспечение современного качества дошкольного образования на основе эффективного управления учреждением в соответствии с критериями МКДО;
  • принятие управленческих решений по корректировке существующей Программы развития и показателей качества дошкольного образования.

Для решения поставленных задач в целях повышения качества дошкольного образования определены плановые мероприятия:

  • Педагогические советы с воспитателями по вопросам изучения Концепции МКДО, умения адекватно оценить качество дошкольного образования в Учреждении с использованием предложенного инструментария;
  • -использование разнообразных форм повышение квалификации педагогов (очные, дистанционные);
  • -повышение ИКТ компетенций педагогических кадров;
  • -обновление материально- технической базы и программного обеспечения для использования современных технологий;
  • -пополнение развивающей предметно-пространственной среды групп комбинированной направленности в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников;
  • -внедрение технологии web-консультирования родителей;
  • контроль по вопросам организации питания, участию родителей в образовательной деятельности ДОО.

Педагогами получены подтверждающие сертификаты МКДО, считаем, что опыт участия в процедуре МКДО позволит усовершенствовать внутреннюю систему оценки качества образования в нашем дошкольном учреждении.

Информацию составил

заместитель заведующего Кулаева О.Н.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie