Независимая оценка качества образования
Принципы проведения оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Аналитическая справка по итогам проведения всероссийского МКДО
в МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское
В 2022 году на основании инструктивного письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.08.2022 № 08-205 «О проведении мероприятий по МКДО в 2022 году» было внесено изменение в приказ управления образования и науки Липецкой области от 28 ноября 2022 года № 1684 «Об организации и проведении мониторинга качества дошкольного образования в Липецкой области в 2022-2023 учебном году.
МБДОУ д/с «Тополёк» с. Октябрьское был включен в процедуру мониторинга качества дошкольного образования - далее (МКДО). В процессе подготовки к проведению внутреннего мониторинга:
- определен координатор МКДО от ДОО - заместитель заведующего Кулаева О.Н., Селиверстова О.А.
- Пройдено обучение воспитателями координаторов эффективной работе по реализации МКДО, «Применение Инструментария МКДО детей от 0 до 7 лет при оценивании качества образовательных ориентиров, программы и содержания образовательной деятельности ДОО».
Метод проведения мониторинга качества дошкольного образования предусматривает необходимость построения организационной структуры МКДО. В процедуре МКДО принимали участие 4 возрастные группы от 2 до 7 лет.
Внутреннюю оценку качества дошкольного образования прошли: 1 младшая группа «Радуга», младше-средняя «Почемучки», средне-старшая «Веснушки» и подготовительная «Капельки».
В процедуре МКДО участвовали:
- Руководитель - заведующий МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское Китаева Л.П.;
- Координатор - заместитель заведующего Кулаева О.Н.;
- Координаторы от корпусов: Селиверстова О.А, Тонких Н.М.
- 6 педагогов МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское;
- 94 родителя, что составляет 100% от общего числа родителей (законных представителей) воспитанников нашего Учреждения.
Для всех участников МКДО были открыты личные кабинеты.
Самооценка педагогами своей квалификации и качества педагогической работы была построена на основе системы показателей качества МКДО, которая включает в себя 70 показателей по 9 областям качества:
- Образовательные ориентиры;
- Образовательная программа;
- Содержание образовательной деятельности;
- Образовательный процесс;
- Образовательные условия;
- Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- Взаимодействие с родителями;
- Здоровье, безопасность и повседневный уход;
- Управление и развитие
Самооценка педагогов предусматривала 5-уровневую систему оценивания.
«0 уровень» - Я не владею знаниями в этой области «1 уровень» - Я знаю
«2 уровень» - Я регулярно применяю свои знания и умения «3 уровень» - Я веду системную работу с учетом изменяющихся условий «4 уровень» - Я постоянно совершенствую работу «5 уровень» - Я достигаю лучших результатов
По результатам самооценки 6 педагогов, 9 областей оценены на 3 (базовый) уровень «Я веду системную работу с учетом изменяющихся условий», в области качества «Управление и развитие» стоит также 3 (базовый) уровень «Я веду системную работу с учетом изменяющихся условий».
Оценка качества образовательных программ проводилась с использованием электронной формы «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО на основе системы показателей качества МКДО». Внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО по показателям качества МКДО проводилась по двум уровням:
Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО.
Уровень 2. Показатели качества МКДО для ДОО в целом.
Система показателей МКДО включала 70 показателей качества МКДО для групп ДОО и 25 показателей качества МКДО для ДОО в целом.
К каждому показателю качества Шкалы МКДО предоставляли уровневую систему индикаторов, что позволило нам со средней степенью надежности определить текущий уровень качества образовательной деятельности. Шкала МКДО предусматривала базовую 5-и уровневую систему оценивания:
- Требуется серьезная работа по повышению качества
- Качество стремится к базовому
- Базовый уровень
- Хорошее качество
- Превосходное качество
В разделе «РЕЗУЛЬТАТЫ» сформированы подробные отчеты, что внутренняя оценка составила 3,01 балла, а экспертная 3,37 балла. Сравнив оценки всех уровней, мы увидели, что оценка внешнего эксперта по всем показателям областей качества не совпадает с внутренней оценкой нашего Учреждения. Баллы по итогам внешнего эксперта были значительно выше на 0,58 (профиль качества ДОО. Все линии - прилагается).
Итоговые результаты внутренней оценки качества образования в ДОО по шкалам МКДО/ Общие результаты внутренней оценки качества образования в ДОО по областям качества (по 5-балльной шкале):
Область качества/группа показателей |
Балл |
Образовательные ориентиры |
3.10 |
Образовательная программа |
2.81 |
Содержание образовательной деятельности |
2.96 |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
2.94 |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
2.95 |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
2.96 |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
2.96 |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
3.00 |
Образовательный процесс |
3.00 |
Образовательные условия |
3.18 |
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
3.14 |
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ. РАБОЧАЯ НАГРУЗКА И УСЛОВИЯ ТРУДА |
3.00 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
3.25 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
3.00 |
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ |
3.50 |
Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами |
3.00 |
Взаимодействие с родителями |
3.00 |
Здоровье, безопасность и повседневный уход |
3.04 |
ЗДОРОВЬЕ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ УХОД |
3 |
БЕЗОПАСНОСТЬ |
3.14 |
Управление и развитие |
3.00 |
Список показателей шкал МКДО, по которым были выставлены наиболее низкие баллы: |
Область качества/группа показателей |
Балл |
Образовательные ориентиры |
|
Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития |
2.40 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА |
|
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОО |
2.25 |
СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Эмоциональное развитие |
2.75 |
Формирование представлений об окружающем мире, обществе и государстве, культуре и истории. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления о отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира |
2.75 |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Развитие речевого слуха |
2.75 |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Художественное конструирование и моделирование |
2.75 |
ЗДОРОВЬЕ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ УХОД |
|
Состояние здоровья воспитанников |
2.50 |
Рекомендаций эксперта нет. |
Этап подготовки и проведения независимой оценки качества дошкольного образования проходил через опрос родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, сбор и анализ его результатов в разрезе областей качества МКДО.
В анкетировании приняло участие 96 родителей
Результаты независимой оценки качества дошкольного образования показали хорошие результаты, что говорит о вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательную деятельность Учреждения и об их удовлетворенности качеством образовательного процесса и условиями его реализации.
В ходе анкетирования родителей были выявлены замечания и предложения для улучшения процесса пребывания, воспитания и развития воспитанников в ДОУ.
Координаторами МКДО был разработан план по улучшению качества образования в МБДОУ д/с «Тополёк» с.Октябрьское (по устранению проблем, обозначенных родителями/ законными представителями воспитанников при независимой оценке).
При составлении отчета о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в Учреждении мы уже понимали, какие риски и возможности мы имеем по каждой области качества и вносили предложения по развитию.
Область «Образовательные ориентиры».
РИСКИ: Недостаточное количество современного оборудования в детском саду для внедрения информационных технологий.
ВОЗМОЖНОСТИ: Имеется начальная база цифрового оборудования.
Информационная открытость (создан сайт, наличие страниц в социальных сетях, наличие электронной почты).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ: Расширение использования информационных технологий в качестве средства коммуникации педагогов и родителей.
Организация обучения педагогов по применению дистанционных технологий во взаимодействии с родителями воспитанников с целью повышения их родительской компетентности.
Область «Речевое развитие»
РИСКИ: не в полном объеме присутствуют игры и пособия для развития речевого слуха
ВОЗМОЖНОСТИ: дополнить предметно-развивающую среду групповых помещений играми и пособиями для развития речевого слуха
Область «Художественно-эстетическое развитие»
РИСКИ: не в полном объеме были представлены игры для художественного конструирования и моделирования
ВОЗМОЖНОСТИ: дополнить предметно-развивающую среду групповых
помещений играми для художественного конструирования и моделирования Область
Выводы:
- В целом мониторинг прошел активно, с некоторым напряжением во время работы на Единой Информационной Платформе, как на незнакомом ресурсе.
- Польза от процедуры очевидна: сформировалось понятие, что такое МКДО и о необходимости его применения в ДОО.
- Процедура мониторинга дала толчок для развития качества дошкольного образования.
- ДОО получила результаты, на основании которых необходимо построить направления для дальнейшего развития. Необходимо дальнейшее совершенствование работы в рамках областей качества дошкольного образования.
Таким образом, можно говорить о фактическом выполнении ДОО требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов по всем областям и их выполнения. Опираясь на полученные результаты, перед нами поставлены следующие задачи:
- содействие повышению качества педагогической работы в области дошкольного образования, профессиональному самосовершенствованию через организацию мероприятий по подробному изучению инструментария и результатов МКДО, проведению самооценки своей деятельности с использованием данного инструментария, выявление зон рисков и возможностей образовательной деятельности.
- мотивирование к осознанному пониманию показателей областей качества дошкольного образования и критериев мониторинга.
- повышение результативности воспитательной составляющей образовательного процесса;
- освоение новых образовательных и воспитательных технологий;
- обеспечение эффективного, результативного функционирования системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников;
- обеспечение современного качества дошкольного образования на основе эффективного управления учреждением в соответствии с критериями МКДО;
- принятие управленческих решений по корректировке существующей Программы развития и показателей качества дошкольного образования.
Для решения поставленных задач в целях повышения качества дошкольного образования определены плановые мероприятия:
- Педагогические советы с воспитателями по вопросам изучения Концепции МКДО, умения адекватно оценить качество дошкольного образования в Учреждении с использованием предложенного инструментария;
- -использование разнообразных форм повышение квалификации педагогов (очные, дистанционные);
- -повышение ИКТ компетенций педагогических кадров;
- -обновление материально- технической базы и программного обеспечения для использования современных технологий;
- -пополнение развивающей предметно-пространственной среды групп комбинированной направленности в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников;
- -внедрение технологии web-консультирования родителей;
- контроль по вопросам организации питания, участию родителей в образовательной деятельности ДОО.
Педагогами получены подтверждающие сертификаты МКДО, считаем, что опыт участия в процедуре МКДО позволит усовершенствовать внутреннюю систему оценки качества образования в нашем дошкольном учреждении.
Информацию составил
заместитель заведующего Кулаева О.Н.